Главная
Регистрация
Вход
Суббота
11.05.2024
19.10.05
Приветствую Вас Гость | RSS
Персональный сайт Наталии Дубчак

Меню сайта

...


Самая ужасная ошибка, которую вы можете совершить - это всю жизнь гнаться за целями, не замечая как мимо вас пробегает ваша жизнь..

Категории раздела
в помощь учителю [3]

Аудиокниги

Гороскоп

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

 Каталог статей 
Главная » Статьи » в помощь учителю

Учебный процесс современной школы требует к себе особого внимания, применения новых педагогических технологий в современной школе

Учебный процесс современной школы требует к себе особого внимания, применения новых педагогических технологий. И особенно это стало заметно с появлением Интернета в школу. Учителя, совершенствуя свой профессионализм и наполняя методические копилки, все более испытывают потребность в методической поддержке по проведению уроков с применением Интернет-технологий. Несмотря на то, что в педагогике разработаны и апробированы различные модели проведения урока с применением педагогических технологий, совершенных моделей на сегодняшний день нет, и учителя, по-прежнему, находятся в поиске.

Рассмотрим понятийный аппарат. Как ученые толкуют понятие «технология»? Исторически греческое слово «techne» обозначает «умение», «искусство», «мастерство»; «logos» - «слово, знание, наука». Можно предположить, что в широком смысле слова под технологией следует понимать научные знания об умении, искусстве, мастерстве. В толковом словаре понятие технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве.  

В нашем случае, рассматривая аспект педагогической деятельности, важно понятие педагогической технологии:

·        «упорядоченная система действий, выполнение которых приводит к гарантированному достижению педагогических целей» (Д.Г.Левитес);

·        «продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя» (В.М. Монахов).

Исторически, - с появлением возможности использования технических и информационных средств на уроках, учитель размышляет о возможностях использования того или иного нового технического средства для решения дидактических задач урока.

            В педагогике определено понятие дидактические свойства средства обучения, под которыми пронимаются «основные характеристики, признаки этого средства, отличающие их от других, существенные для дидактики, как в плане теории, так и практики» (Е.С. Полат). К дидактическим средствам обучения относятся предметы, являющиеся сенсомоторными стимулами, воздействующими на органы чувств учащихся и способствующими непосредственному и косвенному познанию мира. Средства обучения - это неотъемлемый компонент технологии обучения, его информационно-предметного обеспечения.

Дидактические средства предназначены для каждого субъекта обучения (для преподавателя и обучающегося). Преподаватель использует необходимые дидактические средства для более эффективной реализации целей образования. Обучающиеся используют доступные дидактические средства по индивидуальным потребностям.

Для классификации дидактических средств чаще всего используется чувственная модальность. В связи с этим возможно выделить следующие категории средств, которые преподаватель может использовать в процессе традиционного обучения или в ходе обучения с применением Интернет-технологий, позволяющих:

Во-первых, использовать в работе социальные сервисы всемирной паутины Интернет (Web 2.0), предоставляющих возможность организации безопасного поиска информации, размещения информации в блогах, совместного редактирования документов, размещения фотографий, презентаций, реализация Вики-проектов (Википедия) и пр.:

·             «Livejoumal» («живой журнал» или «блог»), где каждый сетевой житель планеты Интернет может создать и в дальнейшем вести свой публичный живой журнал, в котором он может оставлять записи о событиях в его реальной или виртуальной жизни, о том, какие образовательные ресурсы он использует и какие проблемы решает. Каждое сообщение, опубликованное в блогах, имеет свой URL-адрес, по которому к сообщению можно обратиться и оставить свой комментарий в таком сетевом дневнике. Здесь можно  обсуждать образовательные ресурсы, проблемы по изучению определенной темы учебного плана, размещать дополнительные материалы (лекции, задачи и пр.).

·             «Wiki» («Вики») - это своеобразная коллекция взаимосвязанных между собой записей. Это информационная среда для быстрого гипертекстового взаимодействия, в которой размещаемый текст автоматически сохраняется как гипертекст. Субъекты обучения имеют возможность реализовывать проект под определенным названием, самостоятельно размещать и редактировать собственные наработки, суждения, вопросы. «Википедия» - это своеобразная модель гипертекста, в которой каждый из его участников имеет право на редактирование информации.

·             «Netvibes» («Нетвибсы») - виртуальные компьютерные рабочие столы для субъектов обучения, которые каждый ученик и преподаватель формирует самостоятельно, исходя из собственных потребностей и привычек. Созданный пользовательский интерфейс является личными настройками для собственного компьютера пользователя данного сервиса.

·             «Delicio» («Делишес») – с помощью данного сервиса можно хранить закладки на веб-страницах. Например, весь учебный класс может пройти регистрацию и коллективно хранить закладки на самых интересных ресурсах по определенной изучаемой теме учебной дисциплины, совершая путешествие по Интернет. Особенно эффективно использование данного сервиса при выполнении проекта, что позволяет совместно формировать информационный узел.

·             «Flickr» («Фликр») – имеет социальное назначение и предназначен для хранения и дальнейшего совместного использования цифровых изображений (фотографии и картинки по изучаемой теме). Возможно оставлять комментарии, ключевые слова и совместно использовать в ходе учебного процесса.

·             «Youtube»  (Ютьюб») – также имеет социальное значение, предусматривает хранение, просмотр, обсуждение цифровых видеофрагментов. Очень значимый сервис при организации исследовательской, краеведческой работы, обсуждении методических аспектов организации учебной деятельности.

Во-вторых, использовать сервисы, базирующиеся на системе протоколов Интернет (стек протоколов TCP/IP): почтовые (SMTP, POP3, IMAP4), гипертекстовые (HTTP), телекоммуникационные (Skype), передачи файлов (FTP).

В-третьих, использовать различного рода специальное программное обеспечение: программы обмена быстрыми сообщениями (Miranda IM, Jimm, ICQ, QIP, Mail.ru Агент, MSN Messenger, Yahoo, Messenger), организации общения посетителей веб-сайта (форум, чат).

Каждому учителю знакомы средства обучения, которые возможно использовать в процессе традиционной формы организации учебного процесса. Вместе с тем, у большинства учителей вызывает затруднение  моделирование урока с применением Интернет-технологий. В ходе проектирования урока важно оптимально точно сделать выбор средств обучения, которые проектируются с учетом общих законов дидактики, уровня подготовленности обучаемого к восприятию учебной информации и специфики учебной дисциплины.

Интернет к средствам обучения не относится, однако, Интернет предоставляет возможность использовать информационно-образовательную среду, столь необходимую для решения дидактических задач урока, направленных, прежде всего, на увеличение времени общения учащихся и учителя во время урока.  Интернет-технологии дают возможность учителю перейти от традиционного вещания на уроке к обсуждению проблем в ходе дискуссий, организации продуктивной самостоятельной работы учащихся, привлечению дополнительных ресурсов на этапе достижения поставленной цели урока.

             Понятия «дидактическое свойство» и «образовательная услуга» не совпадают, но достаточно тесно взаимосвязаны. Анализ ресурсов и услуг, доступных в Интернет субъектам школьного образования (учителю и ученику), позволяет определить дидактические свойства сети Интернет. Услуги Интернет можно разбить на три группы.

            Первая группа – информационные услуги:

·        рекламная информация (электронный каталог; анкетирование пользователей услуги);

·        электронная почта (получение информации);

·        электронные конференции (знакомство с ресурсами);

·        электронные газеты и журналы;

·        электронные библиотеки;

·        электронные информационные коллекции;

·        статистика и пр. 

Вторая группа – интерактивные услуги. Среди дидактических свойств Интернет обращают на себя внимание технологические возможности Интернет, то есть способность передавать информацию с определенной скоростью, способность реализовать интерактивность общения субъектов учебного процесса. Для образовательного процесса важен диалоговый тип общения, который мотивирует учащихся к обсуждению учебных ситуаций. Остановимся на трех Интернет-технологиях, предоставляющих возможность общения субъектов обучения на расстоянии в образовательных учреждениях любого типа,  доступные всем пользователям сети Интернет, в том числе сельским школам:

·        Электронная почта – способность не только передавать информацию (текс, звук, изображение) на любые расстояния, но и хранить структурированную информацию у провайдера услуги, у отправителя и получателя электронной почты;  вести базу данных адресов корреспондентов и т.д. Вместе с тем, педагог должен помнить, что ученики обмениваются информацией скудным литературным языком. Методически грамотно будет использовать данную технологию на уроках русского языка, литературы, иностранного языка, информатики с целью привития культуры организации переписки в различных жанрах (личная, деловая и пр.) и использовать определенный слэнг в процессе переписки со сверстниками, друзьями, учителями, родителями и т.д..

·        Skype-технология  - реализует то самое живое общение субъектов обучения, находящихся на расстоянии друг от друга, без которого учебный процесс не может быть эффективным. Данная технология позволяет реализовать объединение дополнительных субъектов обучения разных школ (учащихся и квалифицированных педагогов) для изучения определенной заранее темы учебного плана. Эта технология эффективна при проведении открытых уроков, так как на уроке нет посторонних учителей, а все они наблюдают ход урока  либо в отдельном кабинете, либо на своих рабочих местах. Skype-технология дает возможность проводить методические объединения, методические или педагогические советы, родительские собрания, классные часы и пр. для двух и более школ по заранее утвержденной проблеме. Skype-технология является мощным средством для повышения квалификации педагогов: учителя могут общаться друг с другом на этапе подготовки к урокам, могут обмениваться эффективно использованными на уроках ресурсами, методическими находками и творческими идеями. Весьма важным воспитательным приемом будет использование определенных этических правил общения между участниками обсуждения проблемы. В данном случае необходимо использовать услугу модератора.

·        Электронная конференция – могут быть проведены в реальном времени, а также с отсроченным доступом к материалам конференции. Дидактическим аспектом является включенность участников конференции в свободные дискуссии, беседы в режиме реального времени. Возможно также использование в рамках конференции проведение дискуссии в письменном виде (ЧАТ, форум). Участники конференций, как правило, являются активными субъектами обучения, так как для ученика при обсуждении определенной темы более значимой является модель «партнера в общении» или «виртуального собеседника», чем гипертекстовая модель представления учебного материала. Участие в электронных конференциях рекомендуется проводить педагогам любых предметов, но с разумной осторожностью, дополнительной подготовкой участников к общению, а также педагогической целесообразностью в связи с тем, что, во-первых, требуется модератор; во-вторых, требуется дополнительная подготовка участников.

                       Третья группа – поисковые услуги. Для поиска информации в Сети используются специальные поисковые службы. Обычно поисковая служба — это компания, имеющая свой сервер, на котором работает некая поисковая система. В настоящее время в отечественных ресурсах действует довольно много поисковых систем. Наиболее распространенные из них это: Google, Yandex, Rambler, Апорт и т.д.

Поисковые системы ежедневно каталогизируют текстовую информацию, чтобы пользователи сети Интернет в каталогах поисковых систем могли легко найти необходимую информацию. Предлагаем базовый алгоритм поиска информации:

1.         Определить, к какому разделу относится требуемая информация.

2.         Определить, какой именно поисковый сервис лучше использовать.

3.         Выявить основные слова (или словосочетания), которые характерны для той информации, которую ищите. Попробуйте выявить ключевые слова.

4.         Задавая отдельные слова и фразы,  необходимо учитывать язык запросов, операторы поиска, логические связки искомых слов и т.п. элементы, которые делают поиск значительно более эффективным.

5.         Если известна точная фраза из искомых материалов, используйте ее как цитату.

6.         После проведения поиска по первому запросу, если выдано довольно большое количество документов, можно сужать круг поиска, но перед этим необходимо установить      галочку: «Искать в найденном» и ввести хотя бы одно новое слово или ограничение.

7.         Грамотно располагать материал и проводите его сортировку по удобным признакам («отсортировано по релевантности», «отсортировано по дате» и пр.). Это заметно ускорит последующую обработку материала.

8.         Фиксировать все интересные найденные адреса документов в Интернете.

 

Наиболее частые проблемы, с которыми сталкивается учитель и учащиеся при организации поиска нужной информации:

  • По сформированному запросу требуемый ресурс не будет обнаружен поисковой машиной, если данные ресурсы отсутствуют в Интернете. Все дело в том, что не все созданные человечеством ресурсы являются ресурсами Интернет, или выбранная пользователем сети Интернет поисковая система не имеет в своем каталоге определенного ресурса.
  • Если в английском языке некоторые слова имеют множество различных значений, то русский отличается богатством морфологических вариаций слов, а для полноты поиска нужного ресурса необходимо учитывать еще и синонимы. Это частая ошибка, с которой сталкивается пользователь сети Интернет.

 Метапоисковые системы позволяют с помощью одного запроса обратиться одновременно к нескольким средствам поиска и получить список www –документов из нескольких источников. Например, метапоисковые системы поиска Интернет-ресурсов представлены по следующим ссылкам: Yahoo.com, DMOZ.org, LII.org, Alexa.com, Clusty.com, Nigma.ru, Quintura.com, CompletePlanet.com.

Помимо прямой пользы поисковых систем, их можно использовать нетривиально, а именно на уроках иностранного языка (прежде всего, английского) для полноты использования лексики можно использовать в конкретных речевых ситуациях. Здесь очень уместен механизм поиска Интернет-ресурсов по ключевым словам. Кроме того, запрос на поиск определенного ресурса можно уточнить дополнительными ключевыми словами. Таким образом, прием поиска ресурсов  в сети Интернет дает возможность оперативно находить необходимые тексты для учебного процесса, учитывает мотивацию участников учебного процесса. Данный прием использования метапоисковых систем можно использовать как на этапе подготовки к уроку, так и непосредственно во время урока.

             Под дидактическими функциями в педагогике следует понимать внешнее проявление свойств определенных средств обучения для использования в учебно-воспитательном процессе с определенными целями (их назначение, роль, место в учебно-воспитательном процессе). Например, возможен эффект обучения на основе проектной методики и Интернет-технологий.

 

 

 

 Материал подготовила: Нефедова В.И., заместитель директора ГУ «РЦРО»

Категория: в помощь учителю | Добавил: chajka (11.06.2012)
Просмотров: 2549 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

Форма входа

...
Пессимист - видит препятствие в любой возможности,
а оптимист - возможность в любом препятствии.
Тот, кто хочет, ищет тысячу возможностей, кто не хочет - тысячу препятствий.
* * *
Не спешите винить, не спешите обидеть упреком,
Те слова тяжелы, не пришлось бы просить их назад,
А любая ошибка потом обернется уроком,
Лучше время найдите, чтобы доброе что-то сказать.
Не забудьте, что жизнь коротка, а минуты - бесценны,
Что в песочных часах золотой убегает песок,
Не забудьте, что даже кумиры уходят со сцены,
И родным, и любимым, и нужным назначен свой срок.
Есть "сейчас." Загляните в глаза и проникните в душу,
Если сердце тревожит печаль - дайте волю слезам,
Научитесь прощать, понимать и внимательно слушать,
Торопитесь любить, чтоб когда - нибудь не опоздать!!!

Поиск

Погода

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024
    Бесплатный хостинг uCoz