Дидактическая модель проведения урока
с применением Интернет-технологий
(описание модели урока, методика проведения урока)
Модель
урока.
Представленная
дидактическая модель проведения урока с применением Интернет-технологий
представлена семи объектами и характеризуется следующими аспектами деятельности
педагога:
Объект 1.
Подготовительный этап. Учитель определяет
факт необходимости применения Интернет-технологий на уроке определенного типа,
опираясь на субъективные и объективные факторы, среди которых могут быть
следующие:
- для
педагога привычно использование современных образовательных технологий и
имеется опыт использования Интернет-технологий;
- у
педагога есть опыт использования ресурсов сети Интернет в образовательной
практике, и появилось желание применить Интернет-технологии;
- перед
педагогом поставлена задача – дать открытый урок с применением
Интернет-технологий;
- в
школе по требованию вышестоящего начальства педагог должен обязательно
провести урок с применением Интернет-технологий.
На
подготовительном этапе учитель должен, прежде всего, познакомиться с
теоретическими аспектами использования Интернет-технологий, а также с опытом
проведения уроков с применением Интернет-технологий своих коллег в школе,
округе, регионе. Например, можно использовать педагогические инициативы и опыт
педагогов регионов, реализующих проект «Информатизация системы
образования». Примером может служить раздел «Опыт педагогов Оренбуржья» на
сайте ГУ «Региональный центр развития образования» (Оренбург) - www.orenedu.ru .
На этом этапе
педагог должен оценить ситуацию по применению Интернет-технологий: Насколько
эффективно применение Интернет-технологий? Как повлияет применение
Интернет-технологий на качество обучения? Как повлияет применение
Интернет-технологий на социальное развитие учащихся? Потребуется ли
дополнительное время на освоение Интернет-технологий, выбранных для урока?
Достаточно ли развита коммуникационно-техническая составляющая класса (школы) для
проведения урока?
Объект 2. Анализ и
оценка. Постановка цели урока, определение
задач учебной дисциплины, предусмотреть развитие личностных и социальных
качеств учащихся, формирование информационной культуры субъектов обучения в
условиях информационного общества.
Анализ ситуации предполагает знакомство преподавателя с Интернет-технологиями,
возможности практического использования их на этапах подготовки и проведения
уроков. При выборе Интернет-технологий важно учитывать возраст учащихся.
Применение на уроке Интернет-технологий позволяет решить проблему интеграции в
образовательный процесс, таким образом, обеспечивает развитие:
- умений
получения новой информации в предметной области, используя репродуктивную
технологию учения (изучение электронных образовательных ресурсов, слушание
видео-лекции, изучение новых понятий на основе инструкций преподавателя
или тьюториалов); из Интернет-технологий приемлемы web-сайты и образовательные
порталы, электронная почта, Skype, VPN (Virtual Private Network), электронная
библиотека и пр.
- алгоритмического
и конструктивного мышления на основе опыта практического использования
программных продуктов, основываясь на репродуктивно-алгоритмическую
технологию обучения (конспектирование, реферирование учебного материала, решение практических типовых
задач, участие в дискуссиях и игровых ситуациях); из
Интернет-технологий приемлемы поисковые среды, web-ресурсы, форум, ЧАТ,
виртуальная среда обучения, социальные сервисы web 2.0 («живой журнал» или «блог», «Wiki», «Netvibes», «Flickr», «Youtube») и пр.
- творческого
потенциала в ходе выполнения эвристических и исследовательских заданий,
использования моделирующих программных сред, - предполагается
использование эвристических технологий обучения (проблемное обучение, деловые
игры, проектирование, решение практикоориентированных задач); из
Интернет-технологий приемлемы Интернет-семинары, Интернет-конференции, skype, электронная почта, IСQ, форум, VPN, виртуальная среда обучения,
социальные сервисы web 2.0 («живой журнал» или «блог», «Wiki», «Netvibes», «Flickr», «Youtube») и пр
- коммуникативных
умений в процессе проектной деятельности и навыков принятия оптимальных
решений в ходе ведения экспериментов, использовании тренажеров и
моделирования процессов, - предполагается творческая технология обучения
(семинары, конференции, проблемные дискуссии, исследования в предметной
области, анализ результатов исследования и общения в процессе учебного
процесса); из Интернет-технологий приемлемы форум, ЧАТ, Интернет-семинары,
Интернет-конференции, skype, электронная
почта, IСQ, VPN, виртуальная среда обучения,
социальные сервисы web 2.0 («живой журнал» или «блог», «Wiki», «Netvibes», «Flickr», «Youtube») и пр.
- информационной
культуры и социальных качеств, - предполагает использование социальной и
информационной технологий обучения (всестороннее развитие личности
субъектов обучения, решение проблем бытового, производственного
характера); предполагается использование web-сайтов, форумов,
ЧАТов, Интернет-семинаров, Интернет-конференций, skype, электронной почты, IСQ, виртуальная среда обучения,
социальные сервисы web 2.0 («живой журнал» или «блог», «Wiki», «Netvibes», «Flickr», «Youtube») и пр.
При подготовке к урокам учитель должен провести анализ аспектов
учебно-воспитательного процесса, а именно:
- продумать
до деталей программу, определить место и роль Интернет-технологиям;
- определить
формы учебных занятий к каждому из уроков с применением Интернет-технологий
(лекция, практический эксперимент, дискуссия, проблемный семинар, проект и
пр.);
- продумать
особенности взаимодействия субъектов обучения (ученики и преподаватель) на
различных этапах: подготовка урока, проведение урока, рефлексия после
урока;
- предусмотреть
критериальный аппарат, который будет использован для оценивания знаний
учащихся в ходе урока с применением Интернет-технологий.
Ресурсы
для урока с применением
Интернет-технологий.
- Требуется
анализ образовательных ресурсов, имеющихся в школьной коллекции и
приемлемых для определенного урока. Необходимо продумать: откуда и на каких
условиях привлечь дополнительные
необходимые на уроке ресурсы.
- Должна
быть дана реальная оценка уровня квалификации преподавателя. Причем, важно
понимать, что квалификация педагога должна быть высокой не только в
области использования ИКТ, он должен в совершенстве владеть современными
педагогическими технологиями и опытом использования Интернет-технологий.
- Нельзя
пренебрегать анализом ситуации о качественном составе учебной группы:
уровень владения ИКТ, их способности, творческий потенциал, уровень владения
такими методами обучения, как самообразование, проектирование,
исследование.
- Важно
реально оценить сложившуюся в классе (школе) систему обучения (насколько
она соответствует технологическому уровню предполагаемого урока с
применением Интернет-технологий; есть ли опыт дистанционных форм обучения
у учителей и учащихся; знакомы ли учащиеся и преподаватель с
автоматизированными средами тестирования в режиме реального времени). От
каждой из перечисленных позиций зависит то, какие цели и задачи должен поставить
педагог на уроке.
Объект
3. Выбор Интернет-технологий для урока. Педагог, учитывая анализ ситуации, должен принять
самостоятельное решение о том, какая из Интернет-технологий будет им
использована на уроке. Рекомендуем не забывать о следующих позициях:
- какие
цели должны быть достигнуты на уроке с применением Интернет-технологий;
- какие
образовательные ресурсы и форма проведения должны дать оптимальные
результаты;
- какие
из Интернет-технологий естественно вольются в сложившуюся систему обучения
и будут приняты субъектами обучения;
- какие
знания учащихся по другим школьным дисциплинам будут опорой на данном
уроке;
- какие
формы автоматизированного контроля знаний будут приемлемы на уроке
(кстати, часто бывает, что школа централизованyо закупает тестовые среды и у
учителя нет права выбора тестовых технологий);
- какие
социальные задачи будут решены в процессе урока.
Объект
4. Проектирование урока. С учетом поставленных учебно-воспитательных целей
и задач, а также прогнозируемого результата учитель готовит проект (подробный
план и конспект) уроков по преподаваемой дисциплине.
Прежде всего,
он перерабатывает учебно-методический материал по учебным темам, пошагово
представляет ход урока. Учитель разрабатывает и/или систематизирует
образовательные ресурсы теоретического, практического, презентационного,
эвристического, диагностирующего, контролирующего, рекомендательного,
методического характера.
Оптимальное
размещение учебных ресурсов – на школьном сервере. К этим ресурсам ученики
должны иметь доступ до начала урока и в процессе урока. Например, эффект урока
достигается, если учитель ориентируется на печатное издание учебника, а на
школьном сервере доступны обязательные ресурсы в электронном формате, а также
даны ссылки на дополнительный материал по каждой теме, доступный через
использование Интернет-технологий (тематические видеолекции, моделирующие
программы, экспериментальные проекты, глоссарии, блоги, форумы, чаты и пр.).
Особо следует
продумать процедуру авторизованного доступа к выбранным для урока современным
обучающим системам, а также систему контроля в режиме реального времени. Здесь
важна каждая секунда на уроке. Требуется дополнительный кадровый потенциал на
уроке (преподаватель-консультант, тьютор, системный администратор и пр.).
Объект
5. Реализация проекта урока. Перед началом
урока, в процессе и после урока учитель должен помнить о поставленных целях и
задачах урока. Реализация проекта урока предполагает следующие действия
учителя:
- обновить
учебно-методические ресурсы на школьном сервере и проверить корректность
ссылок на Интернет-ресурсы и сервисные программы Интернет, которые должны
быть использованы на уроке;
- проверить
доступность дополнительных образовательных ресурсов, ресурсов для
самостоятельной работы, практических заданий;
- подготовить
и проверить доступность методических рекомендаций и инструкций по
использованию того или иного программного продукта;
- устранить
барьеры, препятствующие оперативному доступу к необходимым ресурсам;
- проверить
работоспособность задействованной на уроке материально-технической базы;
- продумать
и реализовать консультационную службу для участников учебного процесса;
- использовать
по необходимости дополнительный кадровый потенциал;
- провести
постоянно-действующие предметные семинары (в том числе виртуальные),
Интернет-конференции по актуальным проблемам, тематические ЧАТы и форумы
для организации анализа проблем и достижений участников учебного процесса.
Информационная
безопасность – это один из приоритетных вопросов, который должен быть решен на
этапе проведения урока. Проблемы информационной безопасности на уроках с
применением Интернет-технологий должны быть обязательно рассмотрены с
участниками учебного процесса.
Объект 6.
Мониторинг качества урока. Мониторинг
качества урока с применением Интернет-технологий предполагает анализ
соответствия поставленных целей с реально достигнутыми, а также уровень решения
поставленных учебных ситуаций и реально осуществимых в ходе урока. Все дело в
том, что не единичными являются случаи даже у квалифицированных учителей, когда
фактический ход урока не совпал с проектируемым. Мониторинг призван
показать уровень соответствия проекта урока и реально проведенного, выявить
причины расхождения, принять оптимальное управленческое решение о корректировке
проекта урока, если реально проведенный урок получил позитивную оценку, или
выявить проблемы, которые не позволили реализовать проект урока. Педагогический
опыт показывает, что расхождение между проектом урока и реальным уроком
наблюдается в силу следующих причин:
- учитель
неадекватно оценил свои умения и навыки в использовании
Интернет-технологий, а также практические навыки учащихся в использовании
ИКТ в учебных целях;
- учитель
не предусмотрел сбои работы Интернет-сети, замедленный доступ к сетевым
ресурсам в условиях одновременной работы всего класса;
- выбранные
Интернет-технологии оказались сложными для использования учениками
определенного возраста;
- учителем
не предусмотрена достаточная полнота методических рекомендаций по
эксплуатации предусмотренных ресурсов сетевого и программного уровня.
Объект 7. Оценка
результатов. Главное назначение данного объекта модели урока –дать
объективную оценку эффекта использования выбранных Интернет-технологий на
каждом из этапов урока.
Какими
критериями необходимо пользоваться?
- Как
правило, большая часть учителей использует неформальный метод оценки
- собственное ощущение от общения с учениками во время урока и после
урока, а также заметный стимул или спад интереса к изучению предмета.
- Можно
провести анализ рефлексивных высказываний учащихся после урока или в
процессе урока в форуме, чате, блогах или других средах.
- Наиболее
корректным считается применение формализованного экспериментального метода
и суждение на основании активности учащихся на уроках, анализа полученных
оценок в экспериментальной группе и в обычной учебной группе.
Что
дает применение Интернет-технологий на уроках?
Развитие
навыков проектирования своего образования с применением Интернет-технологий
позволит учащимся совместно с педагогом составить индивидуальный маршрут своей
учебной деятельности, что способствует реализации себя в полной мере, с одной
стороны, в ходе обучения в школе, а с другой стороны, - в дальнейшей учебе и
будущей профессиональной деятельности.
Применение
Интернет-технологий обеспечивает интенсификацию
и эффективность учебно-воспитательного
процесса на уроке на основе поставленных преподавателем задач, среди которых
приоритетными являются:
- активизация
познавательной деятельности субъектов обучения за счет оптимально
подобранных Интернет-технологий для определенных этапов учебного процесса
и выявления стимулов активизации при использовании различных
Интернет-технологий;
- углубление
межпредметных связей и дифференциация обучения в ходе
учебно-воспитательного процесса;
- вовлечение
учащихся в проектирование его образовательного маршрута во время обучения
в школе и после окончания школы.
Эффект
применения Интернет-технологий в учебно-воспитательном процессе можно ожидать
только в том случае, если они будут гармонично интегрированы в этот процесс,
обеспечив для субъектов обучения новые возможности его организации. Здесь важно
учитывать интеграцию сложившегося в образовательном учреждении опыта
организации учебно-воспитательного процесса во внешнюю
информационно-образовательную среду, которая формируется и развивается на базе
современных технологий.
Дидактическая
модель с применением Интернет-технологий предполагает, что будет изменена
методическая концепция в организации следующих компонентов учебной
деятельности:
- структура
информационно-образовательного взаимодействия между учеником и педагогом и
форма представления учебного материала;
- учебно-методическое
обеспечение образовательного процесса;
- модернизация
учебно-воспитательной среды.
Структура
информационно-образовательного взаимодействия между учеником и педагогом и
форма представления учебного материала отличаются
принципиально. Если организация учебного процесса традиционным способом
предполагает осуществление обратной связи между учеником и педагогом, то
с применением Интернет-технологий на уроках появляется интерактивный
партнер, как для учащегося, так и для педагога. Таким образом:
- Обратная
связь осуществляется между тремя компонентами
информационно-образовательного взаимодействия.
- Существенно
меняется роль педагога, который теперь не является единственным источником
учебной информации. Функции педагога смещаются в направлении кураторства или наставничества. Педагог
становится тьютором, который координирует учебный процесс, решает
творческие и управленческие задачи.
- Роль
ученика также меняется. Из пассивного потребителя фактографической учебной
информации или участника проблемно поставленной учебной ситуации ученик
переходит на новый, более высокий уровень получения образовательных
ресурсов. С приходом Интернет-технологий ученик имеет возможность: использовать
систему поиска информации, анализировать доступные ресурсы, выбирать по
определенным признакам нужные ресурсы, обрабатывать информацию в больших
объемах за сравнительно малый промежуток времени, передавать информацию и обмениваться
ресурсами с субъектами обучения.
Учебно-методическое
обеспечение образовательного процесса позволяет:
· организовать
обратную связь между субъектами учебного процесса и, что особенно важно, в
обсуждении проблемы одновременно могут участвовать несколько учащихся;
· визуализировать
информацию об объектах, закономерностях процессов и явлениях, протекающих в
реальном времени или виртуально;
· автоматизировать
процессы вычислительного характера, информационно-поисковую деятельность,
операции по сбору, обработке, передаче, отображению, тиражированию и архивации
информации;
· автоматизировать
обработку результатов учебного эксперимента (в том числе протекающего
виртуально) с возможностью многократного повторения;
· организовать
автоматизированный процесс контроля знаний учащихся, мониторинг качества
образования.
Главной
отличительной особенностью учебно-методического обеспечения урока современного
уровня становятся средства обучения, реализующие вышеуказанные возможности. Как
правило, это цифровые образовательные ресурсы (ЦОРы), доступные в сети Интернет
и представленные в виде аудио-видео ряда, возможностей мультимедиа технологий,
гипертексты, гипермедиа и пр. Структура ЦОРов позволяет педагогу
отойти от традиционного варианта представления учебного материала (линейного,
концентрического представления) и выйти на структуры, ориентированные на выбор
индивидуального маршрута обучения. Такой подход к организации учебного процесса
способствует личностно ориентированному развитию школьников, определению
индивидуального режима обучения, развитию самообразовательной функции с
привлечением интерактивных источников образовательных ресурсов (в том числе
разработанных в ходе реализации проекта «Информатизация системы образования»).
Модернизация учебно-воспитательной среды – предполагает информационную деятельность, предполагающую
следующие компоненты: сбор, систематизация, хранение, обработка информации об изучаемых
объектах, явлениях, процессах и методических приемах; моделирование учебных ситуаций на основе доступных
ресурсов и приемлемых технологий (в том числе виртуальных); создание новых или адаптация имеющихся в
школьной коллекции образовательных ресурсов в условиях учебного процесса;
использование возможностей Интернет для организации информационного
взаимодействия субъектов обучения, организации самообразовательной
деятельности, пополнение школьной коллекции новыми образовательными ресурсами.
Интернет-технологии позволяют организовать взаимодействие с различными
информационными объектами, опираясь на собственный опыт, базовые знания и
возможность оперативно находить для решения определенной задачи недостающие
ресурсы, оценивать их качество и уровень приемлемости, использовать для решения
практической задачи учебного или социального значения.
Важность дидактической модели проведения
урока с применением Интернет-технологий (модели урока и методика проведения
урока) представляется важной для педагогов любых типов образовательных
учреждений, но особую важность дидактическая модель представляет для сельских
школ, для инновационных школ, для школ, реализующих предпрофильное и профильное
обучение.
Материал подготовила:
Нефедова В.И., заместитель директора ГУ «РЦРО»
|