Главная
Регистрация
Вход
Суббота
11.05.2024
18.53.44
Приветствую Вас Гость | RSS
Персональный сайт Наталии Дубчак

Меню сайта

...


Самая ужасная ошибка, которую вы можете совершить - это всю жизнь гнаться за целями, не замечая как мимо вас пробегает ваша жизнь..

Категории раздела
в помощь учителю [3]

Аудиокниги

Гороскоп

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

 Каталог статей 
Главная » Статьи » в помощь учителю

Дидактическая модель проведения урока с применением Интернет-технологий

Дидактическая модель проведения урока
с применением Интернет-технологий
(описание модели урока, методика проведения урока)

                        Модель урока.          

 Представленная дидактическая модель проведения урока с применением Интернет-технологий представлена семи объектами и характеризуется следующими аспектами деятельности педагога:

Объект 1. Подготовительный этап. Учитель определяет факт необходимости применения Интернет-технологий на уроке определенного типа, опираясь на субъективные и объективные факторы, среди которых могут быть следующие: 

  • для педагога привычно использование современных образовательных технологий и имеется опыт использования Интернет-технологий;
  • у педагога есть опыт использования ресурсов сети Интернет в образовательной практике, и появилось желание применить Интернет-технологии;
  • перед педагогом поставлена задача – дать открытый урок с применением Интернет-технологий;
  • в школе по требованию вышестоящего начальства педагог должен обязательно провести урок с применением Интернет-технологий.

На подготовительном этапе учитель должен, прежде всего, познакомиться с теоретическими аспектами использования Интернет-технологий, а также с опытом проведения уроков с применением Интернет-технологий своих коллег в школе, округе, регионе. Например, можно использовать педагогические инициативы и опыт педагогов  регионов, реализующих проект «Информатизация системы образования». Примером может служить раздел «Опыт педагогов Оренбуржья» на сайте ГУ «Региональный центр развития образования» (Оренбург) -  www.orenedu.ru .

На этом этапе педагог должен оценить ситуацию по применению Интернет-технологий: Насколько эффективно применение Интернет-технологий? Как повлияет применение Интернет-технологий на качество обучения? Как повлияет применение Интернет-технологий на социальное развитие учащихся? Потребуется ли дополнительное время на освоение Интернет-технологий, выбранных для урока? Достаточно ли развита коммуникационно-техническая составляющая класса (школы) для проведения урока? 

 Объект 2. Анализ и оценка. Постановка цели урока, определение задач учебной дисциплины, предусмотреть развитие личностных и социальных качеств учащихся, формирование информационной культуры субъектов обучения в условиях информационного общества.

      Анализ ситуации предполагает знакомство преподавателя с Интернет-технологиями, возможности практического использования их на этапах подготовки и проведения уроков. При выборе Интернет-технологий важно учитывать возраст учащихся.

      Применение на уроке Интернет-технологий позволяет решить проблему интеграции в образовательный процесс, таким образом, обеспечивает развитие:

  • умений получения новой информации в предметной области, используя репродуктивную технологию учения (изучение электронных образовательных ресурсов, слушание видео-лекции, изучение новых понятий на основе инструкций преподавателя или тьюториалов); из Интернет-технологий приемлемы web-сайты и образовательные порталы, электронная почта, Skype, VPN (Virtual Private Network), электронная библиотека и пр.
  • алгоритмического и конструктивного мышления на основе опыта практического использования программных продуктов, основываясь на репродуктивно-алгоритмическую технологию обучения (конспектирование, реферирование учебного материала,      решение практических типовых задач, участие в дискуссиях и  игровых ситуациях); из Интернет-технологий приемлемы поисковые среды,  web-ресурсы, форум, ЧАТ, виртуальная среда обучения, социальные сервисы web 2.0 («живой журнал» или «блог», «Wiki», «Netvibes», «Flickr», «Youtube») и пр.
  • творческого потенциала в ходе выполнения эвристических и исследовательских заданий, использования моделирующих программных сред, - предполагается использование эвристических технологий обучения (проблемное обучение, деловые игры, проектирование, решение практикоориентированных задач); из Интернет-технологий приемлемы Интернет-семинары, Интернет-конференции, skype, электронная почта, IСQ, форум, VPN, виртуальная среда обучения, социальные сервисы web 2.0 («живой журнал» или «блог», «Wiki», «Netvibes», «Flickr», «Youtube») и пр
  • коммуникативных умений в процессе проектной деятельности и навыков принятия оптимальных решений в ходе ведения экспериментов, использовании тренажеров и моделирования процессов, - предполагается творческая технология обучения (семинары, конференции, проблемные дискуссии, исследования в предметной области, анализ результатов исследования и общения в процессе учебного процесса); из Интернет-технологий приемлемы форум, ЧАТ, Интернет-семинары, Интернет-конференции, skype, электронная почта, IСQ, VPN, виртуальная среда обучения, социальные сервисы web 2.0 («живой журнал» или «блог», «Wiki», «Netvibes», «Flickr», «Youtube») и пр.
  • информационной культуры и социальных качеств, - предполагает использование социальной и информационной технологий обучения (всестороннее развитие личности субъектов обучения, решение проблем бытового, производственного характера); предполагается использование web-сайтов, форумов, ЧАТов, Интернет-семинаров, Интернет-конференций, skype, электронной почты, IСQ, виртуальная среда обучения, социальные сервисы web 2.0 («живой журнал» или «блог», «Wiki», «Netvibes», «Flickr», «Youtube») и пр.

 При подготовке к урокам учитель должен провести анализ аспектов учебно-воспитательного процесса, а именно:

  • продумать до деталей программу, определить место и роль Интернет-технологиям;
  • определить формы учебных занятий  к каждому из уроков      с применением Интернет-технологий (лекция, практический эксперимент, дискуссия, проблемный семинар, проект и пр.);
  • продумать особенности взаимодействия субъектов обучения (ученики и преподаватель) на различных этапах: подготовка урока, проведение урока, рефлексия после урока;
  • предусмотреть критериальный аппарат, который будет использован для оценивания знаний учащихся в ходе урока с применением Интернет-технологий.

 Ресурсы для урока с применением Интернет-технологий.

  • Требуется анализ образовательных ресурсов, имеющихся в школьной коллекции и приемлемых для определенного урока. Необходимо продумать: откуда и на каких условиях      привлечь дополнительные необходимые на уроке ресурсы.
  • Должна быть дана реальная оценка уровня квалификации преподавателя. Причем, важно понимать, что квалификация педагога должна быть высокой не только в области использования ИКТ, он должен в совершенстве владеть современными педагогическими технологиями и опытом использования Интернет-технологий.
  • Нельзя пренебрегать анализом ситуации о качественном составе учебной группы: уровень владения ИКТ, их способности, творческий потенциал, уровень владения такими методами обучения, как самообразование, проектирование, исследование.
  • Важно реально оценить сложившуюся в классе (школе) систему обучения (насколько она соответствует технологическому уровню предполагаемого урока с применением Интернет-технологий; есть ли опыт дистанционных форм обучения у учителей и учащихся; знакомы ли учащиеся и преподаватель с автоматизированными средами тестирования в режиме реального времени). От каждой из перечисленных позиций зависит то, какие цели и задачи должен поставить педагог на уроке.

 Объект 3. Выбор Интернет-технологий для урока. Педагог, учитывая анализ ситуации, должен принять самостоятельное решение о том, какая из Интернет-технологий будет им использована на уроке. Рекомендуем не забывать о следующих позициях:

  • какие цели должны быть достигнуты на уроке с применением Интернет-технологий;
  • какие образовательные ресурсы и форма проведения должны дать оптимальные результаты;
  • какие из Интернет-технологий естественно вольются в сложившуюся систему обучения и будут приняты субъектами обучения;
  • какие знания учащихся по другим школьным дисциплинам будут опорой на данном уроке;
  • какие формы автоматизированного контроля знаний будут приемлемы на уроке (кстати, часто бывает, что школа централизованyо закупает тестовые среды и у учителя нет права выбора тестовых технологий);
  • какие социальные задачи будут решены в процессе урока.

 Объект 4. Проектирование урока. С учетом поставленных учебно-воспитательных целей и задач, а также прогнозируемого результата учитель готовит проект (подробный план и конспект) уроков по преподаваемой дисциплине.

Прежде всего, он перерабатывает учебно-методический материал по учебным темам, пошагово представляет ход урока. Учитель разрабатывает и/или систематизирует образовательные ресурсы теоретического, практического, презентационного, эвристического, диагностирующего, контролирующего, рекомендательного, методического характера.

Оптимальное размещение учебных ресурсов – на школьном сервере. К этим ресурсам ученики должны иметь доступ до начала урока и в процессе урока. Например, эффект урока достигается, если учитель ориентируется на печатное издание учебника, а на школьном сервере доступны обязательные ресурсы в электронном формате, а также даны ссылки на  дополнительный материал по каждой теме, доступный через использование Интернет-технологий (тематические видеолекции, моделирующие программы, экспериментальные проекты, глоссарии, блоги, форумы, чаты и пр.).

Особо следует продумать процедуру авторизованного доступа к выбранным для урока современным обучающим системам, а также систему контроля в режиме реального времени. Здесь важна каждая секунда на уроке. Требуется дополнительный кадровый потенциал на уроке (преподаватель-консультант, тьютор, системный администратор и пр.).

 Объект 5. Реализация проекта урока. Перед началом урока, в процессе и после урока учитель должен помнить о поставленных целях и задачах урока. Реализация проекта урока предполагает следующие действия учителя:

  • обновить учебно-методические ресурсы на школьном сервере и проверить корректность ссылок на Интернет-ресурсы и сервисные программы Интернет, которые должны быть использованы на уроке;
  • проверить доступность дополнительных образовательных ресурсов, ресурсов для самостоятельной работы, практических заданий;
  • подготовить и проверить доступность методических рекомендаций и инструкций по использованию того или иного программного продукта;
  • устранить барьеры, препятствующие оперативному доступу к необходимым ресурсам;
  • проверить работоспособность задействованной на уроке материально-технической базы;
  • продумать и реализовать консультационную службу для участников учебного процесса;
  • использовать по необходимости дополнительный кадровый потенциал;
  • провести постоянно-действующие предметные семинары (в том числе виртуальные), Интернет-конференции по актуальным проблемам, тематические ЧАТы и форумы для организации анализа проблем и достижений участников учебного процесса.

Информационная безопасность – это один из приоритетных вопросов, который должен быть решен на этапе проведения урока. Проблемы информационной безопасности на уроках с применением Интернет-технологий должны быть обязательно рассмотрены с участниками учебного процесса.

Объект 6. Мониторинг качества урока. Мониторинг качества урока с применением Интернет-технологий предполагает анализ соответствия поставленных целей с реально достигнутыми, а также уровень решения поставленных учебных ситуаций и реально осуществимых в ходе урока. Все дело в том, что не единичными являются случаи даже у квалифицированных учителей, когда фактический ход урока не совпал с проектируемым.  Мониторинг призван показать уровень соответствия проекта урока и реально проведенного, выявить причины расхождения, принять оптимальное управленческое решение о корректировке проекта урока, если реально проведенный урок получил позитивную оценку, или выявить проблемы, которые не позволили реализовать проект урока. Педагогический опыт показывает, что расхождение между проектом урока и реальным уроком наблюдается в силу следующих причин:

  • учитель неадекватно оценил свои умения и навыки в использовании Интернет-технологий, а также практические навыки учащихся в использовании ИКТ в учебных целях;
  • учитель не предусмотрел сбои работы Интернет-сети, замедленный доступ к сетевым ресурсам в условиях одновременной работы всего класса;
  • выбранные Интернет-технологии оказались сложными для использования учениками определенного возраста;
  • учителем не предусмотрена достаточная полнота методических рекомендаций по эксплуатации предусмотренных ресурсов сетевого и программного уровня.

 Объект 7. Оценка результатов. Главное назначение данного объекта модели урока –дать объективную оценку эффекта использования выбранных Интернет-технологий на каждом из этапов урока.

Какими критериями необходимо пользоваться?

  • Как правило, большая часть учителей использует неформальный метод оценки  - собственное ощущение от общения с учениками во время урока и после урока, а также заметный стимул или спад интереса к изучению предмета.
  • Можно провести анализ рефлексивных  высказываний учащихся после урока или в процессе урока в форуме, чате, блогах или других средах.
  • Наиболее корректным считается применение формализованного экспериментального метода и суждение на основании активности учащихся на уроках, анализа полученных оценок в экспериментальной группе и в обычной учебной группе.

  Что дает применение Интернет-технологий на уроках?

Развитие навыков проектирования своего образования с применением Интернет-технологий позволит учащимся совместно с педагогом составить индивидуальный маршрут своей учебной деятельности, что способствует реализации себя в полной мере, с одной стороны, в ходе обучения в школе, а с другой стороны, - в дальнейшей учебе и будущей профессиональной деятельности.

Применение Интернет-технологий обеспечивает интенсификацию и эффективность учебно-воспитательного процесса на уроке на основе поставленных преподавателем задач, среди которых приоритетными являются:

  • активизация познавательной деятельности субъектов обучения за счет оптимально подобранных Интернет-технологий для определенных этапов учебного процесса и выявления стимулов активизации при использовании различных Интернет-технологий;
  • углубление межпредметных связей и дифференциация обучения в ходе учебно-воспитательного процесса;
  • вовлечение учащихся в проектирование его образовательного маршрута во время обучения в школе и      после окончания школы.

Эффект применения Интернет-технологий в учебно-воспитательном процессе можно ожидать только в том случае, если они будут гармонично интегрированы в этот процесс, обеспечив для субъектов обучения новые возможности его организации. Здесь важно учитывать интеграцию сложившегося в образовательном учреждении опыта организации учебно-воспитательного процесса во внешнюю информационно-образовательную среду, которая формируется и развивается на базе современных технологий.

 Дидактическая модель с применением Интернет-технологий предполагает, что будет  изменена методическая концепция в организации следующих компонентов учебной деятельности:

  • структура информационно-образовательного взаимодействия между учеником и педагогом и форма представления учебного материала;
  • учебно-методическое обеспечение образовательного процесса;
  • модернизация учебно-воспитательной среды.

 Структура информационно-образовательного взаимодействия между учеником и педагогом и форма представления учебного материала отличаются принципиально. Если организация учебного процесса традиционным способом предполагает осуществление обратной связи между учеником и педагогом, то  с применением Интернет-технологий на уроках появляется интерактивный партнер, как для учащегося, так и для педагога. Таким образом:

  • Обратная связь осуществляется между тремя компонентами информационно-образовательного взаимодействия.
  • Существенно меняется роль педагога, который теперь не является единственным источником учебной информации. Функции педагога смещаются в направлении кураторства      или наставничества. Педагог становится тьютором, который координирует учебный процесс, решает творческие и управленческие задачи.
  • Роль ученика также меняется. Из пассивного потребителя фактографической учебной информации или участника проблемно поставленной учебной ситуации ученик переходит на новый, более высокий уровень получения образовательных ресурсов. С приходом Интернет-технологий ученик имеет возможность: использовать систему поиска информации, анализировать доступные ресурсы, выбирать по определенным признакам нужные ресурсы, обрабатывать информацию в больших объемах за сравнительно малый промежуток времени, передавать      информацию и обмениваться ресурсами с субъектами обучения.

Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса позволяет:

·        организовать обратную связь между субъектами учебного процесса и, что особенно важно, в обсуждении проблемы одновременно могут участвовать несколько учащихся;

·        визуализировать информацию об объектах, закономерностях процессов и явлениях, протекающих в реальном времени или виртуально;

·        автоматизировать процессы вычислительного характера, информационно-поисковую деятельность, операции по сбору, обработке, передаче, отображению, тиражированию и архивации информации;

·        автоматизировать обработку результатов учебного эксперимента (в том числе протекающего виртуально)  с возможностью многократного повторения;

·        организовать автоматизированный процесс контроля знаний учащихся, мониторинг качества образования.

 Главной отличительной особенностью учебно-методического обеспечения урока современного уровня становятся средства обучения, реализующие вышеуказанные возможности. Как правило, это цифровые образовательные ресурсы (ЦОРы), доступные в сети Интернет и представленные в виде аудио-видео ряда, возможностей мультимедиа технологий, гипертексты, гипермедиа и пр.  Структура  ЦОРов позволяет педагогу отойти от традиционного варианта представления учебного материала (линейного, концентрического представления) и выйти на структуры, ориентированные на выбор индивидуального маршрута обучения. Такой подход к организации учебного процесса способствует личностно ориентированному развитию школьников, определению индивидуального режима обучения, развитию самообразовательной функции с привлечением интерактивных источников образовательных ресурсов (в том числе разработанных в ходе реализации проекта «Информатизация системы образования»).

 Модернизация учебно-воспитательной среды – предполагает информационную деятельность, предполагающую следующие компоненты: сбор, систематизация, хранение, обработка информации об изучаемых объектах, явлениях, процессах и методических приемах моделирование учебных ситуаций на основе доступных ресурсов и приемлемых технологий (в том числе виртуальных); создание новых или адаптация имеющихся в школьной коллекции образовательных ресурсов в условиях учебного процесса; использование возможностей Интернет для организации информационного взаимодействия субъектов обучения, организации самообразовательной деятельности, пополнение школьной коллекции новыми образовательными ресурсами. Интернет-технологии позволяют организовать взаимодействие с различными информационными объектами, опираясь на собственный опыт, базовые знания и возможность оперативно находить для решения определенной задачи недостающие ресурсы, оценивать их качество и уровень приемлемости, использовать для решения практической задачи учебного или социального значения.

             Важность дидактической модели проведения урока с применением Интернет-технологий (модели урока и методика проведения урока) представляется важной для педагогов любых типов образовательных учреждений, но особую важность дидактическая модель представляет для сельских школ, для инновационных школ, для школ, реализующих предпрофильное и профильное обучение.                                                                                                                                                                                                                                                                                                  

 Материал подготовила: Нефедова В.И., заместитель директора ГУ «РЦРО»


 

Категория: в помощь учителю | Добавил: chajka (11.06.2012)
Просмотров: 3946 | Рейтинг: 1.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

Форма входа

...
Пессимист - видит препятствие в любой возможности,
а оптимист - возможность в любом препятствии.
Тот, кто хочет, ищет тысячу возможностей, кто не хочет - тысячу препятствий.
* * *
Не спешите винить, не спешите обидеть упреком,
Те слова тяжелы, не пришлось бы просить их назад,
А любая ошибка потом обернется уроком,
Лучше время найдите, чтобы доброе что-то сказать.
Не забудьте, что жизнь коротка, а минуты - бесценны,
Что в песочных часах золотой убегает песок,
Не забудьте, что даже кумиры уходят со сцены,
И родным, и любимым, и нужным назначен свой срок.
Есть "сейчас." Загляните в глаза и проникните в душу,
Если сердце тревожит печаль - дайте волю слезам,
Научитесь прощать, понимать и внимательно слушать,
Торопитесь любить, чтоб когда - нибудь не опоздать!!!

Поиск

Погода

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024
    Бесплатный хостинг uCoz